Был бы каркас
Опалубочные системы как фактор качества постройки
Рудукан Р. Был бы каркас // Строительство и реконструкция . . 7 апреля 2003 (№ 4) . С. 44
Сегодня в Киеве активно развивается каркасно-монолитное домостроение. Этот способ производства работ находит самое широкое применение благодаря новым технологиям, новым возможностям финансирования. Каркасно-монолитный способ строительства позволяет разнообразить архитектурно-планировочные решения квартир и значительно сократить сроки сдачи объекта в эксплуатацию.
?Что это такое и с чем его "едят?"?
Специалисты дают такое определение: ?Жесткий монолитный каркас ? это ровный каркас с жесткими связями, который состоит из вертикальных колонн или каких-то других поддерживающих элементов (например, пластиночные вертикали, которые по протяженности недлинные, тоньше, чем колонна и при постройке дома замоноличиваются как стена) и железобетонных перекрытий?.
Проще говоря, при строительстве здания укладывается перекрытие, на нем устанавливаются опалубочные системы для изготовления колонн, в них ? арматура и заливается бетоном. Когда колонны готовы, опалубка снимается, сверху на них укладывается железобетонное перекрытие. Процесс повторяется этаж за этажом. Следом идут каменщики, которые собирают наружные стены с учетом современных технологий. Капитальная наружная стена ? самонесущая, легкая, состоит из кирпича с внутренним утеплителем, толщина такой стены ? 52 см. При хорошем технологическом потоке в месяц строится 4 этажа.
Опалубочные системы как фактор качества постройки
Технология каркасно-монолитного строительства, в первую очередь, зависит от конструктивных и технологических возможностей опалубки. Опалубка ? одним из решающих компонентов технологии, ее проектные конфигурации серьезно влияют на качество работ и на интенсивность. Еще не так давно современные опалубочные системы завозились из Германии, Польши, Бельгии, Канады. Но сегодня в Украине есть собственные производители таких систем. В 1999 году для разрешения проблем, связанных с развитием каркасно-монолитного домостроения, было создано совместное предприятие ?ДОКА-Украина?, занимающееся доставкой опалубки фирмы ?ДОКА? для ее использования на объектах, возводимых ХК ?Киевгорстрой?. ?Мы остановились на опалубке фирмы ?ДОКА?, потому что она очень удобна в эксплуатации, легка по весу, быстро разбирается-собирается и продумана до мелочей?, ? рассказывает Н. М. Куранов, вице-президент ХК ?Киевгорстрой?. Опалубка фирмы ?ДОКА?, изготовленная из дюралюминия, прочна на изгиб и намного легче других отечественных систем, слишком тяжеловесных. Сейчас некоторые фирмы осваивают свои опалубочные системы: целый комплекс специальных конструкций, щиты, подпорные элементы, по образу и подобию с собственным ?ноу-хау?, которые подсказывались опытом и адаптировались к нашим условиям.
Используемое сырье и техника
Прочность конструкции каркасно-монолитных зданий зависит, прежде всего, от марки арматуры и бетона, и соблюдения технологии укладки бетона. Бетон должен быть пластичен, марки и не менее 400. Над качеством бетонной смеси в Украине работают Броварской заводо-строительный комбинат и завод железобетонных изделий им. С. Ковальской, где построена линия по производству бетонных смесей немецкой фирмы ?HESS?. В зимнее время в бетонную смесь должны добавляться морозостойкие добавки, пластификаторы. Для схватывания бетона при температуре воздуха - 10?С и ниже нужно также применять подогрев, электроподогрев, использовать утепляющие маты либо другие способы, ? чтобы вода в бетонном растворе не замерзала, а раствор постепенно схватывался. Арматура должна быть исключительно марки A3. Часто строители сталкиваются с тем, что на строительную площадку попадает бракованный металл, не поддающийся сварке. Поэтому особое внимание следует уделить выбору поставщиков и качеству арматуры.
Нельзя обойти стороной и проблему технического обеспечения строительного процесса. Например, на объектах ?Киевгорстроя? в основном работают отечественные башенные краны, рассчитанные на крупное панельное домостроение. Они выигрывают в грузоподъемности, но проигрывают в скорости. Пока кран поднимает груз на 15-16 этажи ? проходит около 20-26 минут. Рабочие, естественно, простаивают, а это ? неэффективно. Тем более, что в каркасно-монолитном строительстве грузов более 2-3 т просто не бывает. ?Конечно, хотелось бы иметь на каждой секции маневренные и быстроходные краны, типа ?Липхнер? производства Западной Германии, ? рассказывает Николай Михайлович. ? Но они очень дорогие. Два таких крана мы уже закупили, но в работе-то у нас более 500 кранов одновременно! Какое соотношение ? сами понимаете?. Также на больших объектах используются современные бетононасосы всемирно известной фирмы ?Putzmeister?.
Теплоизоляционные материалы
Одной из важнейших задач социально-экономического развития Украины, в свете проводимой жилищно-коммунальной реформы, является необходимость принятия комплекса мер, направленных на экономию теплоэнергоресурсов. И это необходимо осуществлять, улучшая жилищные условия для граждан страны. То есть уменьшение потерь тепла через ограждающие конструкции зданий и сооружений. На теплоснабжение зданий в стране ежегодно расходуется 43 млн. т условного топлива, что составляет около 45% от общего расхода энергоресурсов в стране. Снижение расхода энергии на отопление возможно лишь при комплексном подходе к решению этой проблемы. Подсчитано, что 1 м2 теплоизоляции экономит 1,4-1,6 т условного топлива в год. Теплоизоляционные материалы для строительства должны обладать не только высоким тепловым сопротивлением, но и целым комплексом свойств: экологическая безопасность (отсутствие выделений вредных веществ при эксплуатации), пожаробезопасность, механическая прочность, стойкость к бытовым воздействиям, простота применения. По мнению специалистов, наиболее часто сегодня используются теплоизоляционные материалы таких фирм, как ?Rockwoll?, ?Isover?. Это эффективные легковесные минераловатные материалы, сделанные по импортной технологии на основе базальтового волокна. Но нельзя сказать, что это ? дешевый продукт. Также для утепления иногда используется и обычный пенопласт, но органы пожарного надзора запрещают широкое использование этого материала ввиду его легковоспламеняемости. И к тому же, он не спасает здание от шума.
Почему по новой схеме?
Первопричиной внедрения в жизнь каркасно-монолитного домостроения явилась, как ни банально, дороговизна земли, В Киеве нелегко получить участок под застройку. Киевсовет принял решение, что землю нужно только выкупать. Крупные строительные компании осваивают окраины Киева, левобережье. В основном строительство ведется на массивах: Позняки, Осокорки, Троещина, Беличи, где стоимость 1 м2 от 1500 грн. Цена продажи квартир не может быть ниже затрат на их строительство. На сегодняшний день существует очень много современных строительных материалов, высококачественных технологий, но они очень дорогостоящие. Их использование не позволяют строителям вложиться в стоимость квадратного метра. Все эти факторы и заставили строить дома не вширь, а ввысь, повышая этажность. До того как дома строились не выше 9 этажей, основным материалом для их возведения был кирпич или специальные панели. Однако по существующим нормам энергосбережения и несущей способности толщина несущей стены из кирпича должна быть не менее 2 м. В нынешних условиях это достаточно дорого и неудобно. Представьте себе объем таких работ, скажем, по 18-ти этажному дому. Огромные затраты на стройматериалы и на земельные ресурсы себя просто не оправдывают. А сейчас разрешено строить дома высотой до 25 этажей и скоро, возможно, дома будут еще выше ? как только Госстрой утвердит новые нормативы. К тому же ?Киевгорстрой? с начала новой программы инвестирования столкнулся с проблемой строительства квартир по индивидуальным заказам инвесторов. Выходом из ситуации стала именно схема каркасно-монолитного строительства. Здесь у дизайнеров и архитекторов полная свобода действий. Внутренние стены практически отсутствуют, а это чрезвычайно высокая степень разнообразной организации внутреннего пространства. За годы независимости Украины создана новая нормативная база. Основные строительные нормы, утвержденные Госстроем, сейчас более гибкие, чем были раньше, поэтому проектировщик и заказчик имеют большую свободу выбора. К тому же, схема каркасно-монолитного строительства позволяет строить быстрее, легче и дешевле.
Автор выражает благодарность
декану архитектурного факультета ННУСИА
А. В. Кащенко за помощь,
оказанную при написании статьи
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Николай Михайлович Куранов, вице-президент ХК ?Киевгорстрой?
Сейчас существует три вида строительства, которые используются пока что в равных частях: кирпичное, панельное и каркасно-монолитное. Если в прошлом ? позапрошлом годах мы строили 60% панельных домов, 30% кирпичных и 5-10% каркасно-монолитных, то сейчас мы вышли практически на равные показатели. Но каркасно-монолитная схема строительства завоевывает все большую популярность, и, я думаю, через три года лишь 30% панельного типа, поскольку оно самое дешевое, и 70% ? каркасно-монолитного. Кирпичное строительство многоэтажных зданий себя изживет, потому что в нынешних условиях это не выгодно, долго и трудоемко. Одно дело ? стена толщиной в 2 м, и другое ? в 52 см. Разница говорит сама за себя. Однако остается открытым вопрос наружной стены. Было бы еще лучше, если бы специалисты нашли способ индустриального изготовления панелей из кирпича. Тогда на каркас башенным краном подавались бы слоеные панели с утеплителем, тут же закреплялись и дома строились бы намного быстрее. Каменщикам не пришлось бы уже на большой высоте класть кирпич, испытывая большие неудобства. Все должно собираться на строительной площадке как конструктор, быстро и эффективно. Возможно, когда-то это и произойдет. Однако в любом случае, будущее современного строительства ? за каркасно-монолитной схемой.
Леонид Сергеевич Чебанов, доцент кафедры технологии строительного производства
Раньше недостаточно внимания уделялось современным методам строительства при подготовке студентов Киевского Национального университета строительства и архитектуры. Когда пошел рост развития каркасно-монолит-ной технологии, безусловно, больше внимания стали уделять как программе лекционного курса, так и созданию учебника, который выпустила кафедра, и научным исследованиям. Создан предмет ?Технология строительного производства?, состоящий из таких разделов:
? технология строительных процессов;
? технологическое возведение зданий и сооружений;
? спецкурс (специальные вопросы технологии строительства).
В каждом из них присутствует технология монолитного домостроения. На кафедре организованы лаборатории технологии монолитного бетона, где изучаются образцы опалубок, других стройматериалов, рассматриваются конструктивные решения. Здесь студенты воочию могут увидеть новые строительные материалы, изучить их и потом при прохождении практики закрепить полученные знания. Студенты с интересом изучают этот курс, посещают лаборатории, так как понимают, что сегодня рыночные отношения определяются уровнем их знаний о наиболее перспективной для настоящего и будущего современного строительства схеме домостроения ? каркасно-монолитной технологии?.
СПРАВКА
В этом году компания ?Киевгорстрой? намерена построить в столице 700 тыс. м2 жилья, в том числе 650 тыс. м2 за счет привлеченных средств горожан. В 2002 году ?Киевгорстрой? построил 670 тыс. м2 жилья, из них 636 тыс. за счет привлеченных средств населения ? в сумме около 600 млн. грн. Отчисления в бюджеты всех уровней составили 278 млн. грн.
Всего за период с 1996 по 2002 год ?Киевгорстрой? построил в столице 334 дома, в которых насчитывается 44 тыс. квартир. Из них за счет населения построены 262 дома с 35 тыс. квартир. На сегодняшний день ?Киевгорстрой? строит в Киеве 79 жилых домов площадью 790 тыс. м2: из них ? 21 панельный дом, 27 ? монолитно-каркасных, 31 ? кирпичный. Кроме того, при участии ?Киевгорстроя? осуществляется строительство еще 7 домов, в частности, в Виннице, Днепропетровске, Одессе, Запорожье, Черновцах. 5% всех возводимых жилых домов в Киеве передаются в распоряжение городской мэрии. Рентабельность строительства не превышает в общей сложности 4%.