Всем строиться!
Как вести учет на счете 205 "Строительные материалы"
Грачева Р. Всем строиться! // Дебет-Кредит . . 19 ноября 2001 (№ 47) . С. 19-24
Строительные материалы - материальные активы, предназначенные для использования в капитальном строительстве объектов, возводящихся хозяйственным или подрядным способом.
Бухгалтерский учет наличия и движения строительных материалов предприятиями-застройщиками ведется на счете 205 "Строительные материалы", а подрядными организациями - на счете 201 "Сырье и материалы".
По дебету счета 205 отражается поступление строительных материалов на баланс застройщика, по кредиту - использование и выбытие. Аналитический учет строительных материалов ведется по видам (группам) и отдельным объектам.
Процитируем Инструкцию №291: "На субсчете 205 "Строительные материалы" предприятия-застройщики отражают движение строительных материалов, конструкций и деталей, оборудования и комплектующих изделий, подлежащих монтажу, и других материальных ценностей, необходимых для выполнения строительно-монтажных работ, изготовления строительных деталей, конструкций.
На субсчете 205 "Строительные материалы" не учитывается оборудование, не требующее монтажа, транспортные средства, свободно размещенные станки, строительные механизмы, сельскохозяйственные машины, производственный инструмент, измерительные и другие приборы, производственный инвентарь и другое. Расходы на приобретение оборудования, не требующего монтажа, отражаются непосредственно на счете 15 "Капитальные инвестиции" по мере поступления их на склад или другое место хранения, эксплуатации.
Оборудование и строительные материалы, переданные подрядчику для монтажа и выполнения строительных работ, списываются с субсчета 205 на счет 15 " Капитальные инвестиции" после подтверждения их монтажа и использования".
К каждому из процитированных абзацев имеются серьезные замечания. Точнее, к первому и третьему - серьезные, а ко второму такое, на что неудобно даже указывать авторам Инструкции. Однако удержаться трудно: этот абзац слово в слово переписан с плана счетов бухучета, разработанного для предприятий Российской Федерации (счет 07 "Оборудование к установке"), а возможно, - со старого плана советских времен (счет 07 "Строительные материалы и оборудование к установке").
Беды в этом, понятно, нет. И случай этот не единственный, наши новые документы - сплошной плагиат, пора уж и привыкнуть. Просто неудобно как-то за уважаемых людей, взявшихся руководить отечественным бухучетом. Московская школа бухучета - хорошая школа, ничего не скажешь. Но зачем же уважаемым авторам наших отечественных инструкций себя школьниками-двоечниками выставлять? Кстати, москвичи при переходе на новый план ошиблись, разделив счет старого плана 07 "Строительные материалы и оборудование к установке" на два счета: 07 "Оборудование к установке" и 10/8 "Строительные материалы".
Относительно других серьезных замечаний.
Первое . Касается третьего абзаца. Дело в том, что со счета 205 оборудование и строительные материалы, переданные подрядчику для монтажа и выполнения строительных работ, не могут списываться только тогда, когда подрядчик подтверждает их монтаж и использование, т. е. когда застройщик и подрядчик уже подписывают между собой акт о выполнении данных работ. Списание со склада происходит значительно раньше, а именно: в момент передачи этих активов подрядчику.
Со счета 205 эти материалы (как и оборудование) просто не могут быть не списаны именно тогда, и только тогда, когда подрядчик (совершенно постороннее лицо для застройщика) получает их со склада предприятия-застройщика (заказчика строительства). Этого не может не произойти даже в случае, если строительная площадка расположена во дворе застройщика. Материально ответственное лицо, выдающее эти материалы и оборудование представителю подрядчика, не в глаза этому дяде смотрит, а в накладную, подписанную директором и главным бухгалтером предприятия, на котором оно работает и, в силу возложенных на него обязанностей, отвечает за хранение этих материалов.
Эта накладная выписывается в трех экземплярах: один - для подрядчика, второй - для кладовщика, третий - для бухгалтерии. Невозможно умудриться выдать постороннему (и непостороннему также) лицу материалы со склада так, чтобы они продолжали на этом складе числиться! И не потому что кладовщик так плох и ему дела нет до строительства, а потому что, поскольку выдает он стройматериалы (или оборудование для строительства) по документу (накладной), то не может этот документ не приложить к материальному отчету , который он ежедневно или еженедельно (в зависимости от того, как заведено на предприятии) подает в бухгалтерию. Он что: выдаст материалы, а накладную выбросит?
Да таких кладовщиков никто не держит! Или, может, бухгалтер, получивший этот материальный отчет, проведет в реестрах совсем не ту сумму, которая в нем указана, а меньшую? Он что, сам себе враг? И больных на этой должности не держат. Копия же у кладовщика сохранилась, и тот всегда докажет, что те материалы, которых не окажется при инвентаризации, - не недостача, а "вот вам документ", в котором представитель подрядчика (как правило, это прораб) поставил свою подпись об их получении. Да еще и копию материального отчета покажет бухгалтеру, где тот в свое время тоже поставил подпись, что отчет принят к учету.
Следовательно, как не крути, а без бухгалтерской проводки операции выдачи подрядчику этих материалов застройщику не обойтись. А на выполненные капитальные работы их спишут потом, когда этот подрядчик принесет подписанный акт. Ведь для того чтобы из материалов что-либо сделать, необходимо, чтобы эти материалы были в работе, а не лежали на складе . Нам же Инструкцией №291 приказывают списывать материалы на объем определенного этапа СМР (кстати: работ, продолжающихся не один день!) прямо со склада. Тогда из чего эти объекты строятся?
Второе . Касается ошибки, повторенной следом за россиянами. Дело в том, что эти активы (строительные материалы) на балансе застройщика по всем критериям не могут признаваться оборотными, потому что носят все признаки внеоборотных (необоротных, как у нас это принято называть). Эти активы предприятие-застройщик приобретает с "необоротной" целью, и они не могут считаться запасами, вкладываемыми в хозяйственный оборот. Операции по приобретению и использованию строительных материалов касаются инвестиционной деятельности предприятия, а не операционной.
Очевидно, авторы Инструкции №291 при классификации активов руководствовались только критерием продолжительности. При этом, по всей вероятности, допускалось, что у всех предприятий-застройщиков продолжительность срока от момента приобретения строительных материалов до момента списания их на строительство объекта ограничивается одним календарным годом. Если даже допустить, что это так (во что очень трудно поверить), то и в этом случае позвольте не согласиться. Ведь вложение в капитальное строительство предприятие начинает именно с закупки строительных материалов, а не в то время, когда подписывается акт первого этапа выполнения работ.
Точнее, на счет капитальных вложений (счет 151), где формируется первоначальная стоимость будущего объекта, капитальные расходы зачисляются действительно после подписания акта, но приобретение материалов для капитального строительства тоже должно отражаться по статье, показываемой вне хозяйственного оборота , ведь это начало его финансирования. Такой статьей в старом Плане счетов был счет 07 "Материалы и оборудование к установке". Россияне, как уже было сказано, разделили этот счет на две части, необоротную и оборотную, что тоже не совсем правильно. Наши методисты пошли еще дальше: к составу оборотных активов, кроме строительных материалов, приказали отно сить еще и "оборудование к установке" (" конструкции и детали, оборудование и комплектующие изделия, подлежащие монтажу" - см. вышеприведенную цитату), т. е. не оставили даже урезанного аналога старого счета 07 "Строительные материалы и оборудование к установке"1 . И это еще не все.
В Методических рекомендациях по перенесению сальдо1 допустили не только явное противоречие с изданной под тем же номером, что и Рекомендации (291), Инструкцией, но и продемонстрировали непонимание того, что между оборудованием к установке и оборудованием, требующим монтажа нет даже формальной разницы.
Так, Рекомендациями по перенесению сальдо, вопреки Инструкции (где, как мы уже знаем, сказано, что все подлежащее монтажу необходимо относить на счет 205), "рекомендовано" сальдо старого счета 07 в части "оборудование к установке" при переходе на новый План относить к счету учета капитальных вложений, в частности к 1523. Из-за несогласованности между собой этих двух документов бухгалтер не может решить, которым из них руководствоваться. Но в этом еще не было бы большой беды, если бы хотя бы один из документов в этой части был приемлем с экономической точки зрения.
Так, например, коль уж решено вести учет оборудования, подлежащего монтажу, на счете 205, тогда почему сальдо "Оборудование к установке" на начало перехода на новый План счетов мы должны относить на счет 152 " Приобретение (изготовление) основных средств"? И почему именно счет 152? Кто сказал, что будущее оборудование, которое сейчас лежит на складе в форме отдельных деталей и еще не соединенных между собой конструкций, - именно то, из чего будут складываться объекты других основных средств, отдельных от объекта капитального строительства, на нужды которого это оборудование закупается и монтируется? Разве не бывает такого оборудования, которое монтируется именно в возводящееся строение?
Разве стоимость, простите, канализационных труб, из которых монтируется система канализации в здании, не входит в стоимость этого здания? Или, может, наши уважаемые методисты считают, что смонтированная канализационная система - отдельный от здания объект основных средств? Если это не так, то хотелось бы услышать публичное объяснение, почему сальдо "Оборудование к установке" при перенесении остатков должно относиться непременно на счет 152 "Приобретение основных средств" без всякой альтернативы? (Например на счет 151 "Капитальное строительство".)
Хотелось бы еще раз обратить внимание на вышеупомянутую несогласованность и спросить уважаемых методистов, как они себе представляют пореформенное начало учета активов, сальдо по которым "висит" на счете 152, а обороты регистрируются на счете 205? Вот вопрос так вопрос!
Мы отвлеклись, между тем вопрос целесообразности отнесения " внеоборотных" стройматериалов к составу оборотных активов стоит разобрать до конца. Итак, строительные материалы, предназначенные для строительства объектов основных средств, - а именно по этой статье будет оприходовано готовое здание на балансе, - решено относить к статье оборотных активов. Такое решение нельзя считать экономически грамотным.
Хотя между кругооборотами основного и оборотного капитала существует общая точка (прибыль, которой хозяйственный оборот питает оборот финансовый), но все же это два отдельных круга денежного обращения. Средства, которые вкладываются в операционную деятельность (хозяйственный оборот), приносят экономические выгоды (прибыль). Заработанная в результате такого обращения прибыль пополняет собственный капитал предприятия, который, в свою очередь, кроме пополнения оборотного капитала, позволяет расширить производственную (и непроизводственную) базу, т. е. направляется на развитие предприятия.
Развитие предприятия обеспечивается капитальными инвестициями (вложениями основного капитала) в строительство и приобретение основных средств. Так вот, закупка строительных материалов предприятием-застройщиком - это момент, с которого начинается финансирование этого строительства. Это финансирование происходит за счет необоротного капитала. То, что счет, на котором предприятия-застройщики ведут учет строительных материалов, новым Планом счетов и П(С)БУ 2 "Баланс" отнесен к группе запасов, тогда как приобретение строительных материалов с целью развития предприятия объективно не может обеспечиваться оборотными средствами, - экономический нонсенс , потому что финансирование такого строительства выходит за рамки хозяйственного оборота. И очень жаль, что в Украине специалисты такого уровня, который считается достаточным, чтобы доверить им разработку национальных стандартов бух&