Торгуйтесь!
Как в этом году торговать с государством? В прежние годы предприятия чуть ли не дрались за госзаказ. Сейчас ситуация меняется.
Торгуйтесь! // Бизнес . 2001 . 16 апреля 2001 (№ 16) . С. 13-14
Госзаказ
Министерство экономики заканчивает составлять список всего, что властные структуры собираются заказывать в этом году от имени государства. Этот интересный перечень пока держится в тайне. Тем не менее, уважаемые предприниматели, если очень хочется, то сейчас самое время ?вклиниться? в госзаказ. Ибо через неделю-две этот перечень будет передан в Кабмин. И тогда что-то в нем изменить будет гораздо сложнее.
Ожидается, что государство закупит в этом году товаров и услуг примерно на 2,5 млрд грн. (в прошлом году по сравнению с ВВП ? на 2,086 млрд грн.). Деньги не слишком большие, но брезговать ими не стоит.
Госзакупка
Министерства, ведомства и местные власти в основном уже решили, что будут покупать в этому году. И если вы хотите поторговать с этими структурами, поинтересуйтесь, что, когда и в каком объеме они будут приобретать. В отличие от госзаказа, в этом году на госзакупку товаров и услуг из сводного бюджета страны, по данным Минэкономики, будет израсходовано более 20 млрд грн.
В чём разница
Госзаказ ? это та небольшая часть государственных закупок, которая является наиболее приоритетной для государства (там, где нужно сбалансировать натуральные и ценовые показатели).
В прошлом году в качестве приоритетных правительство определило:
? выпуск печатной продукции;
? поставку драгоценных металлов;
? разведку природных ресурсов;
? поставку продукции производственно-технического предназначения;
? проведение инвентаризации, землеустройства и обеспечение охраны земельных и водных ресурсов...
В этом году приоритеты останутся прежними. Поучаствовать рядовому предпринимателю в выполнении госзаказа достаточно трудно. Это связано еще и с тем, что в госзаказе существенно сокращается доля продукции производственно-технического предназначения, поскольку она может закупаться на общих условиях.
То ли дело госзакупки. Под это понятие подпадает абсолютно все, что закупается за государственные средства.
Национальные особенности
Получение госзаказа во всем мире означает включение работ в общегосударственный план, что гарантирует предприятию сбыт или снабжение по твердым ценам. Кроме того, это позволяет более точно планировать объемы производства и минимизировать его издержки.
Об украинском госзаказе так не скажешь. Главной отличительной особенностью оного является то, что государство, точнее госструктуры, могут не заплатить вовремя, а то и вовсе не расплатиться. Например, общая задолженность по госзаказу составляет около 2 млрд грн., почти столько же, сколько правительство собирается потратить на эти цели в нынешнем году. А по госзакупкам и того больше.
Раньше можно было без особого труда ?впарить? государству внушительную партию товара, на который никто и смотреть не желал, да еще и по заоблачным ценам. В такой ситуации отсутствие оплаты не сильно огорчало предпринимателей, поскольку была возможность провести различные зачеты, дисконты по которым с лихвой перекрывались многократно завышенными ценами.
Но сейчас ситуация кардинально изменилась. Правительство уже не хочет проводить взаимозачеты... Оно решило расплачиваться только деньгами. И все было бы замечательно, но покупать оно желает как можно дешевле ? ниже рыночной стоимости.
Взаимный интерес
Несмотря на некоторые нехорошие тенденции, многие предприятия заинтересованы в государственных закупках, поскольку могут продать залежалый товар. Нередко госзаказ спасал предприятия от неминуемой гибели в буквальном смысле слова. Так случилось в Донецкой области, когда шестимиллионный госзаказ обеспечил работу Ясиноватского машиностроительного завода в практически неработающем экономическом пространстве региона.
Государство также заинтересовано в таком сотрудничестве. Ибо предоставляется возможность закупить сложную технику и наукоемкое оборудование, не тратя ни копейки на их разработку.
Кроме того, госзаказ является одним из действенных рычагов протекционизма, при помощи которого поддерживаются на плаву ?жизненно важные? для некоторых государственных структур предприятия, которые зачастую являются убыточными.
Тенденции
Основным способом участия в государственных закупках является тендер. Все госструктуры обязаны покупать что-либо через открытые, за редким исключением, тендеры.
Информация о всех проводимых тендерах в обязательном порядке публикуется в ?Вестнике государственных закупок?, который выходит три раза в месяц. И если кого-то из вас, дорогие предприниматели, что-то заинтересует, то достаточно просто позвонить и запросить документацию ? заказчик не имеет права отказать в ее предоставлении, равно как и в приеме документов на участие в тендере(!). Хотя бывает всякое.
Даже Минобороны закупает продукцию, которая не попадает под определение спецтоваров, при помощи тендеров. И, пожалуй, это единственное ведомство, которое может расплатиться еще чем-нибудь, кроме денег. Причем на вполне законных основаниях. Поэтому прежде чем торговаться с военными, поинтересуйтесь, чем они будут расплачиваться. И если подойти к финансовому вопросу ?с умом?, то можно получить дополнительную выгоду.
Минобороны и МинАП ранее были крупнейшими заказчиками и покупателями. Однако в этом году в аграрном секторе с госзаказом полный штиль. В этой сфере правительство ввело такой не совсем понятный и мало доступный рядовому предпринимателю механизм, как закупка по залоговой цене. И, скорее всего, если что-то тут и будет происходить, то только при посредничестве таких госструктур, как Госрезерв, ?Хлеб Украины?.
Между тем в этом году правительство может разместить несколько новых, интересных заказов.
Так, например, типографиям нужно держать ухо востро, поскольку Президент поручил Кабмину разработать комплексные меры по увеличению объемов выпуска изданий на украинском языке, а затем разместить госзаказ для их выпуска преимущественно на тендерной основе.
Выиграть могут и отечественные фармацевты. Поскольку украинская фармацевтическая промышленность удовлетворяет потребности населения в фармпрепаратах только на 25%, глава государства поручил правительству разместить госзаказ на лекарственные средства, производимые на фармацевтических предприятиях страны, и стимулировать их производство.
Не остались без внимания и высокие технологии ? существует вероятность введения лицензирования провайдеров с установкой систем мониторинга и контроля. А посему договор на установку СОРМа ? весьма жирный госзаказ.
Риски
По-прежнему нет никаких гарантий не только в том, что государство с покупателем расплатится вовремя, но и расплатится ли вообще. Более того, предприятие, решившееся поработать с государством, попадает под особый контроль ? на него, как мухи на мед, слетаются разные УБЭПы, УБОПы и прочие контролеры.
А предпринимателям-оптимистам, которые возомнили о радужных перспективах развития собственных компаний с помощью получения больших и прибыльных госзаказов, от такой сделки можно ожидать не только манны небесной, но и кары Господней. Все зависит от отношения к вам лично скромного труженика на государственной ниве.
Подстраховка
Госзакупки оформляются обыкновенными договорными отношениями, споры по которым уполномочены решать исключительно суды. А посему, прежде всего, и на этом сходятся как чиновники, так и бизнесмены, необходимо грамотно составить договор. Не экономьте на юристе. Возможно, это и банальный совет, но многие фирмы, которых заказчики благополучно ?кинули?, именно этому совету не придали значения.
Кроме того, с самого начала согласуйте графики финансирования госзакупок, причем желательно их утвердить в Минфине ? это существенно повысит вероятность своевременной оплаты.
Ну и, конечно же, налаживайте контакты. Чего греха таить, личные связи нередко помогали решать финансовые и прочие проблемы полюбовно.
Торговать или не торговать
Если предприятие работает легально и не испытывает особых затруднений с оборотными средствами, то гарантированный рынок сбыта продукции не помешает.
Если же денег и так нет, а бухгалтерия уже не то что двоится, а троится, то получение заказа на поставки государству может быть весьма рискованным.
Однако в дальнейшем объем государственного заказа, впрочем как и закупок, будет несомненно расти. И те, кто успел закрепиться на этом рынке, получат существенные преимущества перед конкурентами. Правильных вам решений, уважаемые предприниматели.
Блиц- интервью с Евгением ЧЕРВОНЕНКО,
председателем Агентства по управлению государственным материальным резервом
БИЗНЕС: С какими проблемами во время проведения открытых торгов вы сталкиваетесь чаще всего?
Евгений ЧЕРВОНЕНКО: Идет большое сопротивление со стороны чиновников различного уровня. Например, мы продаем на тендерах то, что разбронируется из запасов мобилизационного резерва, хотя очень часто на нас давят, дабы мы это продали определенной компании. Поэтому на всех наших тендерах присутствуют и Минэкономики, и Минфин, и Торгово-промышленная палата, а самое главное ? СБУ и МВД.БИЗНЕС: Как вы гарантируете выполнение условий договоров?
Евгений ЧЕРВОНЕНКО: Мы стараемся, чтобы все тендеры проводились уже под выделенные средства.
От предприятия мы требуем гарантий выполнения взятых на себя обязательств, особенно когда идут большие торги по стратегическим товарам и когда невыполнение покупателем декларации о своих намерениях может привести государство к значительными потерям. Например, мы не продадим мазут компании, которая не имеет ни опыта, ни денег, ни даже фрахта на перевалку, а просто хочет быстро заработать.БИЗНЕС: Что Госрезерв будет закупать в этом году?
Евгений ЧЕРВОНЕНКО: В текущем году мы будем активными и на рынке зерна, и на рынке продовольствия, и на рынке нефтепродуктов.
Мы планируем удвоить прошлогодние объемы Госрезерва. Для этого у нас есть и возможности, и средства ? мы аккумулируем их благодаря продаже муки.
Механизм закупок в этом году слегка изменится только по закладке зерна ? на сегодня мы все получаем на элеваторы Госрезерва. И соответственно при проведении тендера будет учтено требование доставки зерна на элеватор.БИЗНЕС: Что, по вашему, необходимо изменить в законодательстве о государственных закупках?
Евгений ЧЕРВОНЕНКО: Необходимо максимально четко прописать роль чиновника в этой процедуре.
Блиц-интервью с Сергеем ЯРЕМЕНКО*,
заместителем начальника управления государственных закупок Министерства экономики Украины
БИЗНЕС: Полностью ли урегулирован процесс государственных закупок или необходимо принять еще какие-то законодательные и нормативные акты?
Сергей ЯРЕМЕНКО: Нет, не полностью. Поэтому мы разрабатываем проект закона о внесении изменений в Закон ?О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства?. В первую очередь необходимо уточнить границу, с которой следует начинать проводить торги. (Раньше было 10 тыс.грн.) Многие заказчики жалуются, что, например, нужно срочно купить канцелярские принадлежности или бумагу на незначительные средства, а по Закону приходится, как минимум, применять процедуру запроса котировок, составлять протокол, а это ? проблематично. Поэтому мы считаем, что такая граница должна быть установлена, пусть она будет небольшая, но она должна быть.
Кроме того, у нас еще есть некоторые замечания в действующий Закон. Это нормально. Например, в Швеции в 1994 году был принят закон, аналогичный нашему, и в этом же году комиссия Европейского Союза написала к нему замечания на 80 страницах. После этого закон менялся уже четыре раза. Подобная ситуация и в Польше ? там было три редакции закона. В конце прошлого года появилась еще одна новая версия.
Кроме того, мы собираемся изменить Закон ?О поставке продукции для государственных нужд?, поскольку он был принят еще в 1995 году, и ряд его положений устарел.
Мы стараемся создать условия для максимального проведения закупок на открытых торгах, как наиболее приемлемой и эффективной процедуре, используемой во всем мире. БИЗНЕС: Некоторые предприятия, которые в прошлом году выполняли региональный заказ, утверждают, что местные власти нередко фальсифицируют итоги тендеров. Почему это происходит, и кто будет наказывать виновных?
Сергей ЯРЕМЕНКО: Нарушения на региональном уровне действительно есть. Но они в основном возникают из-за неком