Учитесь жаловаться
Министерство экономики меняет процедуры закупок товаров для госнужд и учит жаловаться на чиновников
Череда А. Учитесь жаловаться // Бизнес . . 2 октября 2000 (№ 40) . С. 10
ЧТО ПРОИЗОШЛО
27 сентября Кабмин издал постановление №1469 "Об организационных мерах относительно функционирования системы государственных закупок".
Презентуя документ, представители Минэкономики в частности заявили, что намерены пересмотреть предельные показатели по закупке товаров, которые уже установлены Указом Президента.
Согласно Указу, для приобретения товаров или услуг на сумму более EUR2 тыс. госорган-заказчик должен представить в Госказначейство отчет о результатах расходования средств. По мнению Минэкономики, такая цифра создает лишние бюрократические барьеры при мелких закупках. Поэтому для представления отчетности предлагается повысить предельный уровень до EUR5 тыс.
Минэкономики пересматривает действующие документы, которые регулируют систему госзакупок. Например, уточняется большинство процедур ? от мер по защите отечественного производителя на торгах до схемы обжалования претензий к их организаторам. Кроме того, с выходом нового постановления увесистый пакет распоряжений, которыми до сих пор регулировалась система закупок, утратил силу. О том, какие именно изменения собираются вносить чиновники, мы попросили рассказать начальника Управления государственных закупок при Минэкономики Надежду ОБУШКО.
БИЗНЕСУ ответила Надежда ОБУШКО,
начальник Управления государственных закупок при Минэкономики
БИЗНЕС: Что нового вносит постановление в организацию системы госзакупок?
Надежда ОБУШКО: Самым важным является то, что в постановлении утвержден уполномоченный орган по вопросам координации закупок. Им стало Минэкономики. Кроме того, постановление вводит определенный механизм, который позволяет контролировать использование бюджетных средств.
БИЗНЕС: Какой именно?
Надежда ОБУШКО: Согласно постановлению, распорядитель бюджетных средств при оплате контракта, подписанного с победителем торгов, обязан предоставить в Госказначейство отчет о проведенных процедурах закупок. Система контроля за использованием бюджетных средств начинается с предварительного контроля в органах Казначейства. После завершения процедуры закупок выполнение норм закона вправе проверить КРУ. Отчеты о проведенных проверках будут направляться в Минэкономики.
БИЗНЕС: Что именно вправе проверить КРУ?
Надежда ОБУШКО: Все, начиная от правомочности процедуры торгов и заканчивая жалобами потенциальных поставщиков. Кроме того, постановлением вводится государственная отчетность о проведенных процедурах закупок.
БИЗНЕС: Существенно ли будет меняться нормативная база по госзакупкам?
Надежда ОБУШКО: В постановлении указывается, что Минэкономики как уполномоченный орган по вопросам координации закупок обязан разработать еще и другие нормативные документы для реализации норм закона. Среди них ? приказы о получении разрешения по применению процедуры закупок, отличающейся от открытых торгов; о порядке рассмотрения жалоб; типовое положение о тендерных комитетах (их права, функции и обязанности); а также типовые формы отчетности. Эти документы должны появиться в ближайшее время. Кроме того, постановление обязывает Минэкономики разработать порядок поддержки отечественного производителя при проведении госзакупок. Для его разработки мы будем привлекать Минпромполитики и Торгово-промышленную палату.
БИЗНЕС: Каким образом вы собираетесь защищать на торгах отечественного производителя?
Надежда ОБУШКО: Пока это только наработки, но приоритеты в этом вопросе определены. В частности, это касается преференционной поправки к цене предложения, которую должен применять заказчик торгов.
БИЗНЕС: Какие еще изменения вносятся в систему госзакупок в связи с выходом нового документа?
Надежда ОБУШКО: Постановление имеет два дополнения. Согласно первому из них, 15 нормативных актов по вопросам госзакупок теряют силу. В частности, это постановления, которые касались механизма получения разрешения на закупки импортных товаров. Этой схемы уже не будет. Кроме того, отменяются постановления о проведении закупок в строительстве, об организации и проведении торгов-тендеров в сфере госзакупок.
БИЗНЕС: Не возникнет ли своеобразный правовой вакуум при отмене такого количества постановлений сразу?
Надежда ОБУШКО: Нет. Правого вакуума не будет. Все эти вопросы либо включаются в сам закон, либо расширены и расписаны в новых постановлениях. Второе дополнение касается 13 постановлений, в которые будут вносится изменения. Среди них, в частности, порядок формирования, размещения и проведения операций с материальными ценностями Госрезерва и постановление о государственном оборонном заказе.
БИЗНЕС: Как быстро вы должны разработать весь пакет документов?
Надежда ОБУШКО: В законе указано, что мы должны привести в соответствие всю нормативную базу и разработать новую в течение 6 месяцев с момента вступления его в силу (т. е. до 14 января 2001 г. ? Ред.). Но это не значит, что изменения будут вноситься только в те документы, перечень которых есть в этом постановлении. Некоторые положения требуют дальнейшего уточнения, поэтому процесс будет продолжаться.
БИЗНЕС: Министерства уже определились, что и в каком количестве будут закупать в следующем году?
Надежда ОБУШКО: Министерства решают этот вопрос после утверждения Бюджета и доведения им соответствующих смет. Только тогда они могут заявить о своих закупках в "Вестнике государственных закупок". Кстати, в этом году все запланированные закупки были опубликованы по всем главным распорядителям бюджетных средств. А уже конкретные коммерческие требования к поставщикам заказчики указывают в тендерной документации.
БИЗНЕС: Какие основные жалобы поступают к вам от поставщиков?
Надежда ОБУШКО: Самые типичные жалобы на то, что потенциальный поставщик не успевает вовремя подать свою заявку на торги. Бывает другая ситуация, когда тендерное предложение отклоняется как не отвечающее тендерной документации. Поставщик считает, что его предложение отклонено без оснований. В этом случае он имеет право прислать жалобу в Минэкономики. Мы запрашиваем тендерную документацию, общаемся с распорядителем бюджетных средств и принимаем решение в зависимости от серьезности нарушения.
БИЗНЕС: К вам поступают противоположные жалобы ? от заказчика на поставщиков?
Надежда ОБУШКО: Да, были такие случаи. Контракт заключался, а продукция не поставлялась. Такое было, в частности, по некоторым продовольственным закупкам у Минобороны. Но мы тут, как уполномоченный орган, ничего сделать не можем ? если контракт заключен, то это договорные отношения между поставщиком и покупателем. Такие вопросы регулируются действующим законодательством.
БИЗНЕС: Пока еще не разработано положение о процедуре обжалования результатов торгов. Каким образом предприниматели могут обжаловать результаты торгов?
Надежда ОБУШКО: В первую очередь поставщик должен подать жалобу распорядителю бюджетных средств. И конкретно указать, в чем он видит нарушения. Организатор обязан приостановить торги, разобраться и принять решение. Если поставщик не удовлетворен этим решением, он вправе обратиться в уполномоченный орган Минэкономики. Только тогда мы запрашиваем у организатора торгов все документы и можем признать торги несостоявшимися.
ЧТО МОЖНО ОБЖАЛОВАТЬ:
? выбор заказчиком процедуры закупок;
? использование заказчиком положений Закона о защите отечественного производителя;
? решение заказчика об отклонении всех тендерных заявок.