С 1 июля минимальная зарплата увеличена со 140 до 165 гривен
Правительство предложило в следующем году направить бюджетные средства на повышение окладов квалифицированных работников
Дворник О. С 1 июля минимальная зарплата увеличена со 140 до 165 гривен : [Беседа с начальником управления политики оплаты труда Министерства труда и социальной политики Украины Дворником О. / Записала Поволоцкая Л.] // Факты и комментарии . 2002. 3 июля 2002. (№ 117) . C.5
На протяжении последних пяти лет власти Украины не всегда успевали повышать минимальные социальные гарантии для жителей страны в соответствии с ростом цен. Но в нынешнем году инфляция дала предержащим властям ?фору? ? за первые пять месяцев цены практически не выросли. %
Поэтому предусмотренное в бюджете на 2002 год увеличение с 1 июля минимальной зарплаты со 140 до 165 гривен сможет не только компенсировать последствия роста цен, но и увеличить покупательную способность граждан. Однако даже такой приятный шаг, как повышение минимальной зарплаты, сопровождается некоторыми проблемами...
?Из минимальной зарплаты отчисляются все налоги и сборы?
О том, что такое ?минимальная зарплата? и как скажется ее повышение на благосостоянии жителей Украины, ?ФАКТЫ? беседуют с начальником управления политики оплаты труда Министерства труда и социальной политики Украины Олегом Дворником.
? Олег Иванович, давайте сначала уточним, что представляет, собой минимальная зарплата?
? Это законодательно установленный размер зарплаты за простую, неквалифицированную работу, ниже которого не может быть оплата выполненной работником месячной, почасовой нормы труда.
В минимальную зарплату не включаются:
доплата за работу в сверхурочное время, в тяжелых, вредных и особо вредных условиях труда, на работах с особенными природными, географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья;
премии к юбилейным датам, а также за изобретения и рационализаторские предложения;
материальная помощь.
С 2000 года (после внесения соответствующих изменений в Закон Украины ?Об оплате труда?) все остальные выплаты включаются в минимальную заработную плату. Таким образом, в настоящее время в понятие минимальной зарплаты входят все элементы оплаты труда: не только тарифная ставка (должностной оклад), но и надбавки, доплаты, премии (за исключением тех выплат, которые мы указали выше). В сумме начисленный месячный заработок, если работник выполнил норму труда, не может быть ниже установленного размера минимальной зарплаты. С 1 июля она составляет 165 гривен. Причем это касается предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.
? А если у работника должностной оклад 90 гривен и никаких премий и надбавок ему не положено?
? Тогда предприятие должно доплачивать ему до действующего размера минимальной зарплаты. В данном случае с 1 июля доплата составит:
165 гривен ? 90 гривен = 75 гривен.
? Кстати, ниже минимальной зарплаты не должна быть начисленная (без учета налогов и сборов) или уже выплаченная сумма?
? Начисленная. Даже из минимальной зарплаты у нас в стране отчисляют все предусмотренные законодательством налоги и сборы (подоходный налог, пенсионный сбор и отчисления в социальные страховые фонды). Получается, что на руки человек получает меньше 165 гривен.
Следует учесть, что, в соответствии с Генеральным соглашением, предприятия хозрасчетной сферы обязаны установить с 1 июля 2002 года тарифную ставку рабочего I разряда на уровне не ниже минимальной заработной платы.
?Увеличение оплаты труда граждан, которые получают больше 165 гривен, законодательством не предусмотрено?
? Таким образом, с 1 июля на предприятиях всех форм собственности работникам, выполняющим месячную норму, должны начислять зарплату не ниже 165 гривен в месяц...
? Именно так. Однако этот шаг будет иметь не только положительные последствия... Да, закон повышает с 1 июля на 18 процентов минимальную зарплату, которую получают работники с самой низкой квалификацией. Но в то же время увеличение оплаты труда других граждан (зарабатывающих больше 165 гривен)... законодательством не предусмотрено.
А это значит, что хозрасчетные предприятия будут решать данный вопрос самостоятельно. И если они не смогут найти резервы для того, чтобы выровнять междолжностные соотношения оплаты труда, повысив зарплату как минимум на 18 процентов всем без исключения сотрудникам, то будут нарушены законы социальной справедливости: уменьшится разница между оплатой квалифицированного и неквалифицированного труда.
? Что вы имеете в виду?
? Объясню на примере. Допустим, зарплата главного специалиста учреждения (не получающего надбавок и доплат) составляет 170 гривен. Зарплата сторожа этого учреждения до повышения равнялась 140 гривням, а после повышения увеличилась до 165 гривен. Таким образом, разница между заработком главного специалиста и сторожа сократилась с 30 до 5 гривен!
Конечно же, эту несправедливость предприятия должны постараться устранить в меру своих финансовых возможностей. Что касается работников бюджетной сферы, то, к сожалению, пока у государства не хватает средств на восстановление социальной справедливости. Ведь для того, чтобы сохранить междолжностные соотношения заработной платы в бюджетной сфере, потребуется дополнительно более 1,6 миллиарда гривен в расчете на второе полугодие 2002 года.
? А сколько нужно денег для того, чтобы просто поднять ?нижний предел? зарплаты до 165 гривен?
? В таком случае государству нужно изыскать дополнительно более 130 миллионов гривен. Сумма, согласитесь, тоже немалая. Особенно если учитывать нынешние сложности с наполнением государственной казны.
? Можно ли ожидать повышения минимальной зарплаты в следующем году?
? Основные макроэкономические показатели для формирования бюджета на 2003 год не дают оснований утверждать, что в следующем году экономика будет развиваться более высокими темпами, чем в нынешнем. Поэтому правительство внесло предложение (и нас поддержали работодатели) ? направить бюджетные средства не на повышение минимальных гарантий, а на увеличение зарплат квалифицированным работникам. Чтобы восстановить справедливость в оплате труда...
Кроме того, сейчас рассматривается возможность введения регулируемой государством минимальной почасовой заработной платы. Таким образом удастся обеспечить минимальные гарантии оплаты труда тех, кто работает неполное рабочее время (день, неделю).
? Каков будет ее размер?
? Он будет определяться в таком же порядке, как и размер минимальной месячной зарплаты. Для сравнения: в России минимальная почасовая оплата труда, предположительно, составит 10 рублей (около 1,8 гривни)...
? Если работнику, который выполняет месячную норму и отрабатывает весь предусмотренный договором или контрактом период, начисляют зарплату ниже минимальной, где и как он сможет защитить свои права?
? В таком случае недоначисленная сумма приравнивается к... задолженности по зарплате. И работник может защищать свои права так же, как и в случае несвоевременной выплаты заработной платы. Он имеет право обратиться в свой профсоюз, комиссию по трудовым спорам (если она есть на предприятии), территориальные органы Государственного департамента по надзору за соблюдением законодательства о труде (а именно: в территориальные государственные инспекции труда) или же в суд о принудительном взыскании зарплаты.